Тема: Изменение страховых взносов с 2013 г.
-
Бухгалтер
Изменение страховых взносов с 2013 г.
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ,
Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ,
Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ
1. Проиндексирована предельная величина базы для начисления
страховых взносов во внебюджетные фонды
Предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы во внебюджетные фонды, ежегодно индексируется (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Размер указанной предельной величины определяется Правительством РФ.
С 1 января 2013 г. предельная величина, которая в 2012 г. равнялась 512 000 руб., индексируется в 1,11 раза (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276). При этом сумма 500 руб. и более округляется до тысячи, а менее 500 руб. отбрасывается. Соответственно, база для начисления взносов с выплат в пользу каждого физлица в 2013 г. не должна превышать 568 000 руб. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
2. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных
категорий плательщиков
Пунктом 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин.
С 1 января 2013 г. работодатели таких лиц обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по следующим тарифам (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ):
- в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ): 4 процента (2013 г.), 6 процентов (2014 г.), 9 процентов (2015 г. и далее);
- в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на работах, перечисленных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (например, работа с тяжелыми условиями труда, работа в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью): 2 процента (2013 г.), 4 процента (2014 г.), 6 процентов (2015 г. и далее).
Дополнительные страховые взносы уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая установлена ч. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ч. 3 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Другими словами, их необходимо перечислять по указанным тарифам независимо от того, превысила ли база по страховым взносам предельную величину, установленную на соответствующий год.
Следует отметить, что ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлена возможность освобождения плательщиков от уплаты указанных дополнительных страховых взносов. Такое освобождение может быть предоставлено по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, который будет установлен отдельным федеральным законом.
3. Значительно повышены страховые взносы
для индивидуальных предпринимателей
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС за себя (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ с 1 января 2013 г. изменен порядок исчисления страховых взносов указанными плательщиками. Напомним, что согласно ранее действовавшим правилам предприниматели уплачивали взносы исходя из стоимости страхового года, которая определялась путем умножения установленного на начало финансового года МРОТ на 12 и на соответствующий тариф (ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
С 1 января 2013 г. указанные плательщики перечисляют взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах.
Фиксированный размер взноса в ПФР определяется исходя из двукратного размера МРОТ, установленного на начало финансового года (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Таким образом, для расчета взноса в ПФР за год необходимо МРОТ умножить на два, на соответствующий тариф и на 12. Например, в 2013 г. предприниматели должны будут перечислить в ПФР 32 479 руб. 20 коп. (5 205 x 2 x 12 x 26%).
Фиксированный размер взноса в ФФОМС, как и ранее, определяется исходя из МРОТ - без умножения на два (ч. 1.2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Например, в 2013 г. предприниматели должны перечислить в ФФОМС 3 185 руб. 46 коп. (5 205 x 12 x 5,1%).
В указанном порядке исчисляют взносы и главы крестьянских (фермерских) хозяйств за себя и за каждого члена хозяйства (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
4. Установлены периоды, за которые предприниматели вправе
не уплачивать страховые взносы в фиксированном размере
С 1 января 2013 г. ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ дополнена ч. 6, согласно которой предприниматели, адвокаты и иные плательщики взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, вправе не исчислять и не уплачивать взносы за следующие периоды, в течение которых они не вели свою профессиональную деятельность:
- период прохождения военной службы по призыву (подп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ);
- период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ);
- период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет (подп. 6 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ);
- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства (подп. 7 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ);
- период проживания за границей супругов работников, направленных, например, в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ (подп. 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ).
Если в расчетном периоде были месяцы, в течение которых указанные лица вели свою профессиональную деятельность, то им необходимо уплатить взносы пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых такая деятельность осуществлялась (ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Следует отметить, что отсутствие деятельности должно быть документально подтверждено (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
5. Скорректирован порядок признания иностранных
граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ,
застрахованными лицами в сфере обязательного
пенсионного страхования
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (в редакции, действовавшей с 1 января 2012 г.) на выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, начислялись пенсионные взносы, если с указанными лицами были заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев или на неопределенный срок.
Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ данные правила скорректированы. Теперь указанные лица признаются застрахованными по обязательному пенсионному страхованию, если с ними заключены трудовые договоры на неопределенный срок, а также срочные трудовые договоры продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.
Напомним, что на выплаты в отношении указанных лиц пенсионные взносы начисляются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения такого застрахованного лица (п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).
6. Для предпринимателей, применяющих патентную систему
налогообложения, установлены пониженные тарифы
страховых взносов
Для большинства плательщиков, применяющих патентную систему, установлены пониженные тарифы страховых взносов, такие же, как при УСН. Однако предприниматели, которые сдают в аренду помещения, осуществляют розничную торговлю или оказывают услуги общепита, платят взносы по общеустановленным тарифам (п. 14 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ)
При этом важно заметить, что в гл. 26.5 "Патентная система налогообложения" НК РФ не предусмотрена возможность уменьшения стоимости патента на размер страховых взносов на обязательное страхование. Это ухудшает положение налогоплательщиков, переходящих на патентную систему с 2013 г., по сравнению с предпринимателями, применявшими ранее УСН на основе патента.
Выводы:
1. Предельная величина базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды составляет 568 000 руб. (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276).
2. Работодатели лиц, которым в соответствии с подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин, обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
3. Изменен порядок исчисления страховых взносов, уплачиваемых за себя индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой. Фиксированный размер взноса в ПФР определяется исходя из двукратного размера МРОТ, установленного на начало финансового года (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
4. Предприниматели, адвокаты и иные плательщики взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, вправе не исчислять и не уплачивать взносы за некоторые периоды, в течение которых они не вели свою профессиональную деятельность (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
5. На выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, начисляются пенсионные взносы, если с указанными лицами заключен срочный трудовой договор продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).
6. Для применяющих новый спецрежим плательщиков установлены такие же пониженные тарифы страховых взносов, как и для применяющих УСН (п. 14 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
-
26.02.2013 12:15
# ADS
Главный бухгалтер
Похожие темы
-
от Gendalf в разделе Учёт в бюджетных организациях
Ответов: 2
Последнее сообщение: 27.01.2022, 22:52
-
от Алиса в разделе Бухгалтерия индивидуального предпринимателя
Ответов: 1
Последнее сообщение: 17.10.2016, 11:12
-
от Снежана в разделе Учёт в бюджетных организациях
Ответов: 1
Последнее сообщение: 17.07.2015, 11:02
-
от Лина в разделе Страховые взносы
Ответов: 1
Последнее сообщение: 07.03.2014, 16:15
-
от Снежана в разделе Оптимизация налогообложения
Ответов: 0
Последнее сообщение: 15.08.2013, 15:59