Учёт автотранспортных средств
Показано с 1 по 2 из 2

Тема: Учёт автотранспортных средств

  1. #1
    Бухгалтер Аватар для Ирина
    Регистрация
    02.02.2013
    Адрес
    Воронеж
    Сообщений
    83

    Сообщение Учёт автотранспортных средств

    Статья будет познавательна для бухгалтеров и руководителей, которые приобрели или собираются приобрести автотранспортное средство для своей организации.

    Основными вопросами для организаций, имеющих автотранспортные средства, являются, на мой взгляд, методы учета приобретения автотранспортного средства, начисление амортизации, учет выбытия, правильное отражение расходов на содержание автотранспортного средства, использование автотранспортного средства третьими лицами, особенности учета труда водителей, транспортный налог.

    Начнем разговор с правил приобретения основного средства в собственность.

    Приобретенное транспортное средство (ТС) отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением транспортного средства (п. 8 ПБУ 6/01).

    Транспортное средство подлежит регистрации в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных агрегатов (п. 3 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»). Во исполнение этого постановления принят Приказ МВД России от 27.01.2003 № 59, которым утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Однако данная регистрация транспортных средств носит не правовой, а технический характер и не является государственной регистрацией имущества в смысле ст. 164 ГК РФ. То есть, право собственности на автомобиль по умолчанию возникает при его передаче (ст. 223 ГК РФ), а не регистрации. В налоговом учете, согласно п. 1 ст. 257 НК РФ, первоначальная стоимость основного средства (ОС) определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом).

    В большинстве случаев первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете совпадает. Исключение составляют проценты по заемным средствам (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ) и плата за регистрацию в ГИБДД транспортного средства, не включаемые в первоначальную налоговую стоимость и признаваемые внереализационными расходами.

    В первоначальную стоимость основного средства включаются все затраты, связанные с его приобретением (ст. 257 НК РФ). В то же время в НК РФ есть отдельная норма, по которой учитываются проценты по займам и кредитам (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).

    Проценты по кредитам и займам, уплаченные в период создания основного средства, включаются в первоначальную стоимость ОС. Без регистрации автомобиля в установленном порядке в ГИБДД эксплуатация ТС на дорогах запрещена. В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ № 938 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в ГИБДД. Сделать это нужно в течение срока действия регистрационного знака «Транзит», или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов, либо возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Следовательно, если автомобиль приобретается не для перепродажи и предполагается его участие в дорожном движении, то организация обязана поставить автотранспортное средство на учет в ГИБДД.

    Однако регистрация автомобиля не является обязательным условием для принятия актива к учету в качестве объекта основных средств (п. 4 ПБУ 6/01). Тем более что автомобиль фактически может эксплуатироваться определенный промежуток времени (в течение срока действия регистрационного знака «Транзит») и без регистрации.

    Для того чтобы принять к учету автомобиль на счете 01, не нужно дожидаться момента регистрации в ГИБДД. Этот факт имеет значение для исчисления налога на имущество, если покупка автомобиля и ее регистрация осуществлялись в разные отчетные (налоговые) периоды (например, приобрели автомобиль в декабре, а зарегистрировали только в январе).

    С другой стороны, нельзя не учитывать и иную точку зрения, согласно которой до регистрации транспортного средства в ГИБДД автомобиль не отвечает всем условиям для признания его основным средством, поскольку он не готов к эксплуатации и не может приносить экономическую выгоду.

    Вопрос о дате принятия автомобиля к учету важен для получения права на налоговый вычет по НДС. «Входной» НДС по приобретенному автомобилю принимается к вычету только после отражения основного средства на счете 01 при соблюдении условий, установленных ст. 171, 172 НК РФ, а именно:

    1. НДС предъявлен к вычету на территории РФ, или уплачен при ввозе товаров на территорию РФ.
    2. Автомобиль приобретен для осуществления операций, облагаемых НДС.
    3. Сумма НДС предъявлена на основании счета-фактуры.

    Если организация примет к вычету НДС до регистрации транспортного средства в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами лучше все же принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.

    Кроме того, без споров с налоговыми органами в налоговом учете автомобиль включается в состав амортизируемого имущества лишь после ввода в эксплуатацию, которая возможна только по завершении регистрации транспортного средства в ГИБДД. Поэтому и в бухгалтерском учете будет целесообразно принимать автомобиль к учету после его своевременной регистрации (Письмо Управления МНС России по г. Москве от 12.05.2004 № 26-12/32341).

    При принятии автомобиля к учету нужно составить акт по форме № ОС-1 и открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.
    За государственную регистрацию транспортных средств и иные регистрационные действия с автотранспортом предусмотрена уплата государственной пошлины в следующем размере (п. 29 ст. 333.33 НК РФ):

    • за выдачу государственных регистрационных знаков на ТС;
    • за выдачу государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства и прицепы;
    • за выдачу паспорта ТС;
    • за выдачу свидетельства о регистрации ТС.

    После регистрации организация получает свидетельство о регистрации автомобиля, государственные номерные знаки, технический паспорт автотранспортного средства с отметкой о государственной регистрации.
    В бухгалтерском учете расходы на регистрацию в ГИБДД будут отнесены на увеличение первоначальной стоимости основного средства (п. 6 ПБУ 6/01). Однако это произойдет лишь в том случае, если платежи произведены до принятия автомобиля к учету на счете 01.

    Существуют две точки зрения по вопросу отражения таких расходов в налоговом учете. По мнению налоговых органов, первоначальную стоимость основного средства следует определять как сумму расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором данное основное средство пригодно для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ). Но поскольку автомобиль не может быть допущен к участию в дорожном движении без регистрации в ГИБДД, платежи за такую регистрацию формируют первоначальную стоимость автомобиля и представляют собой расходы, связанные с доведением основного средства до состояния, при котором оно пригодно для эксплуатации.

    К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном Налоговом кодексом порядке. Государственная пошлина относится к федеральным налогам (п. 10 ст. 13 НК РФ), и расходы на ее уплату включаются в состав прочих расходов, связанных с реализацией.

    Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты. Налогоплательщики имеют право сами устанавливать, включать плату за регистрацию в ГИБДД в первоначальную стоимость автомобиля или же учитывать в составе прочих расходов. Свой выбор они должны закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

    Если организация в налоговом учете решит относить государственную пошлину за регистрацию в состав прочих расходов, а в бухгалтерском учете включит данные суммы в первоначальную стоимость основного средства, то в бухгалтерском учете возникнут временные разницы в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль», утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.

    Бухгалтерские проводки при приобретении автотранспортного средства следующие:

    Д08 К60 – на сумму фактических затрат, связанных с приобретением ТС;
    Д19 К60 – на сумму входного НДС;
    Д01 К08 – на сумму ввода в эксплуатацию;
    Д44 К02 – на сумму начисленной амортизации.

    У многих фирм на балансе числятся легковые автомобили или пассажирские микроавтобусы. Есть особенности их амортизации в налоговом и бухгалтерском учете. Как избежать возможной разницы между учетами и таким образом упростить работу бухгалтера? В бухгалтерском (п. 4 ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н) и в налоговом учете (п. 1 ст. 257 НК) автомобиль признают основным средством. Его стоимость погашают посредством амортизации. При линейном способе годовую сумму амортизации рассчитывают, исходя из первоначальной стоимости основного средства, срока полезного использования и нормы амортизационных отчислений.

    Принимая автомобиль к бухгалтерскому учету, срок его полезного использования фирма устанавливает самостоятельно. Для этого определяют ожидаемое время использования автомобиля, исходя из его производительности и мощности (п. 20 ПБУ 6/01). На возможный срок использования может повлиять, например, режим и условия эксплуатации.

    В налоговом учете срок использования также устанавливает фирма, но она должна учесть сроки, указанные в Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства от 1 января 2002 г. Для этого надо определить, к какой амортизационной группе относится автомобиль (п. 3 ст. 258 НК). Затем установить конкретный срок его полезного использования в рамках тех сроков, которые указаны для данной амортизационной группы.

    Если в бухгалтерском учете определить срок использования автомобиля, например, 48 мес., то норма амортизационных отчислений для бухучета составит 2,1 % (100 % : 48 мес.) в месяц (п. 19 ПБУ 6/01). Амортизацию автомобиля начисляют начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производят до полного погашения стоимости или списания (п. 21 ПБУ 6/01).

    Если в налоговом учете определить тот же срок для использования автомобиля, то ежемесячная норма амортизации в целях налогового учета (п. 4 ст. 259 НК) составит 2,1 % (1 : 48 мес. x 100 %) и будет равна норме, рассчитанной по правилам бухучета. Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором автомобиль был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК).

    Налоговый кодекс отдельно выделяет дорогие автомобили (п. 9 ст. 259 НК). К ним он относит легковые автомобили или микроавтобусы с первоначальной стоимостью соответственно более 300 и 400 тыс. рублей. Норму амортизации к такому транспорту нужно применять со специальным коэффициентом 0,5.

    Порядок расчета ежемесячной нормы амортизации (для линейного метода) такой: единицу делят на срок полезного использования в месяцах, а полученный результат умножают на 100 % и на поправочный коэффициент 0,5 (Письмо УФНС по г. Москве от 17 февраля 2005 г. № 20-12/10061). Получается, что для срока использования автотранспорта – 48 мес. норма амортизации будет 1,05 %.

    В бухгалтерском же учете такого правила нет, и в отличие от налогового понижающий коэффициент применять нельзя (Письмо Минфина от 21 октября 2003 г. №16-00-14/ 318).

    Получается, что, установив в обоих учетах одинаковый срок использования дорогого автомобиля, фирма фактически для целей налогообложения будет списывать его в два раза дольше. Такое возможно, т. к. Налоговый кодекс указывает, что амортизация по основному средству прекращается, только если «полностью списана первоначальная стоимость, либо объект выбыл из состава амортизированного имущества» (п. 2 ст. 259 НК).

    Из-за понижающего коэффициента ежемесячная сумма амортизации в налоговом учете будет в два раза меньше, чем в бухгалтерском. Это приведет к возникновению разницы, которую придется учитывать по правилам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утверждено Приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н).

    Пример

    Фирма имеет на балансе легковой автомобиль первоначальной стоимостью 480 тыс. руб. Для простоты предположим, что эта стоимость для обоих учетов одинакова. В соответствии с Классификацией основных средств (утв. постановлением Правительства от 1 января 2002 г.:

    • легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 3,5 литра относят к третьей амортизационной группе. Срок полезного использования такого имущества – от 3 до 5 лет включительно (от 36 до 60 мес.). Код по Классификатору – 15 3410010.

    Директором фирмы и для бухгалтерского, и для налогового учета был установлен срок использования автомобиля – 48 мес. Тогда для бухгалтерского учета норма амортизации составит 2,1 %, и ежемесячно можно будет списывать 10 000 руб. В целях налогового учета из-за поправочного коэффициента 0,5 норма амортизации составит 1,05 %.

    В качестве расхода на амортизационные отчисления фирма сможет принять только 5 тыс. руб. в месяц.

    Сумма расходов, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, на 5 тыс. руб. меньше, чем сумма, признанная в бухгалтерском учете. Образуется вычитаемая временная разница, которая приводит к возникновению отложенного налога на прибыль (подп. 11, 14 ПБУ 18/02).

    В течение первых четырех лет бухгалтер делает запись:

    Дебет 09 Кредит 68 – 14 400 руб. (60 000 руб. x 24 %) – отражен отложенный налоговый актив.

    В течение последующих четырех лет вычитаемая временная разница будет гаситься и необходимо будет делать обратную проводку. Это связано с тем, что в налоговом учете будет продолжаться начисление амортизации по этому автомобилю, тогда как в бухгалтерском он будет уже самортизирован.

    Дебет 68 Кредит 09 – 14 400 руб. – погашен отложенный налоговый актив.

    В результате сальдо по счету 09 отсутствует.

    Год начисления амортизации Сумма амортизации в бухгалтерском учете Сумма амортизации в налоговом учете Временная разница
    (гр. 2 –
    гр. 3)
    Отложенный налоговый актив
    (г. 3 х 24 %)
    1 2 3 4 5
    1-й год 120 000 60 000 60 000 14 400
    2-й год 120 000 60 000 60 000 14 400
    3-й год 120 000 60 000 60 000 14 400
    4-й год 120 000 60 000 60 000 14 400
    5-й год 60 000 -60 000 -14 400
    6-й год 60 000 -60 000 -14 400
    7-й год 60 000 -60 000 -14 400
    8-й год 60 000 -60 000 -14 400

    Чтобы сблизить данные налогового и бухгалтерского учета, фирма может установить в бухучете для дорогих автомобилей более длительный срок полезного использования. Не забудьте указать об этом решении в учетной политике.

    Если срок завысить в два раза, то сумма ежемесячных амортизационных отчислений в целях бухгалтерского учета совпадет с ежемесячной суммой амортизации в целях налогового учета. Тогда применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» не придется.

    Стоит отметить, что предложенный вариант, с одной стороны, упрощает ведение бухгалтерского и налогового учета (сумма амортизации будет одинаковой), но, с другой стороны, приводит к завышению налога на имущество. Ведь база для этого налога определяется по данным бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК).

    Есть еще одно «но». С 2006 г. фирма может воспользоваться правом на амортизационную премию (п. 1.1 ст. 259 НК). Это значит, что в налоговом учете единовременно можно списать на расходы до 10 % стоимости приобретенного основного средства, введенного в эксплуатацию. Правила бухгалтерского учета такого не предусматривают.

    В этом случае, никакое увеличение срока полезного использования автомобиля в бухучете не сделает одинаковыми суммы амортизации, и учета по ПБУ 18/02 бухгалтеру не избежать.

    Автомобиль модернизировали. Возможна ситуация, когда первоначальная стоимость автомобиля фирмы не превышает 300 тыс. руб. Однако впоследствии компания решает его модернизировать, например, поставить кондиционер.

    В налоговом учете первоначальная стоимость автомобиля увеличивается в результате модернизации (п. 2 ст. 257 НК). Если она станет выше заветных трехсот тысяч, то с первого числа месяца, следующего за месяцем окончания такой модернизации, фирме придется вдвое уменьшить норму амортизации. Кстати, в бухгалтерском учете модернизация также увеличивает первоначальную стоимость основных средств (п. 14 ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н).

    Добровольные коэффициенты. В налоговом учете кроме обязательного понижающего коэффициента есть добровольные коэффициенты. Фирма сама решает, применять их или нет. Свое решение она отражает в учетной политике.

    Если автомобиль работает в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, то к норме амортизации фирма может применить повышающий коэффициент – не выше 2 (п. 7 ст. 259 НК). Например, если автомобиль фактически используется более двух рабочих смен (Письмо УМНС по г. Москве от 2 октября 2003 г. № 26-12/54400).

    Фирма также имеет право применять более низкие нормы амортизации, чем предусмотрено ст. 258 и 259 Налогового кодекса. И это решение должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения.

    Ремонт автотранспортных средств.

    Восстановление свойств основных средств производится посредством ремонта (текущего, среднего, капитального), а также посредством реконструкции или модернизации. В соответствии с действующим законодательством капитальным ремонтом автотранспортных средств считается такой вид ремонта, при котором производится разборка тех или иных агрегатов, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые, сборка, регулировка и испытание агрегатов. При капитальном ремонте не происходит улучшения технических характеристик автомобиля.

    Пример

    Организация имеет на своем балансе автомобиль. В ходе капитального ремонта автомобиля были израсходованы запасные части на сумму 94 400 руб. (в том числе НДС 14 400 руб.). Стоимость частей автомобиля, снятых во время ремонта, составила 20 тыс. руб. Ремонт производился хозяйственным способом. Заработная плата рабочих, производивших ремонт, налоги, связанные с зарплатой, и другие расходы составили 5 тыс. руб.

    В бухгалтерском учете операции, связанные с капитальным ремонтом автомобиля, отражены следующими записями:

    Д-т 10 «Материалы» К-т 60 80 000 руб. оприходованы новые запасные части к автомобилю;
    Д-т 19 К-т 60 14 400 руб. отражен НДС по новым запчастям к автомобилю;
    Д-т 60 К-т 51 94 400 руб. отражены суммы, уплаченные поставщику за новые запасные части;
    Д-т 68 К-т 19 14 400 руб. принята к вычету сумма НДС по покупке новых запасных частей;
    Д-т 20, 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» К-т 10 – 80 000 руб. списана стоимость запасных частей, установленных на автомобиль;
    Д-т 20, 26, 44 К-т 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 5000 руб. отражены затраты, связанные с ремонтом автомобиля;
    Д-т 10 К-т 91 «Прочие доходы и расходы» 20 000 руб. оприходованы старые запасные части.

    Затраты на восстановление объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.

    В бухгалтерском и налоговом учете организации расходы на ремонт автотранспортных средств, являющихся основными средствами, отражаются в общеустановленном порядке по статье «Расходы на ремонт основных средств».
    Запасные части, приобретаемые организацией для ремонта автотранспортных средств, учитываются на счете 10 «Материалы», субсчет «Запасные части». На этом же субсчете учитываются автомобильные шины в запасе и обороте. Автомобильные шины, находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств (счет 01).

    В бухгалтерском учете расходы на ремонт автотранспортных средств являются расходами по обычным видам деятельности. При этом нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета основных средств, позволяют организациям выбирать один из трех возможных вариантов учета расходов на ремонт основных средств:

    1) сумму фактических затрат на ремонт можно в полном объеме относить в состав текущих расходов (как правило, расходов по обычным видам деятельности) того периода, в котором они были произведены;
    2) организация может создавать резерв на проведение ремонта основных средств;
    3) учет расходов на ремонт можно вести с применением счета расходов будущих периодов.

    Организация может выбрать для целей бухгалтерского учета любой из вышеприведенных способов учета расходов на ремонт основных средств, исходя из специфики своей деятельности, структуры и количества объектов основных средств, периодичности проведения ремонта. Выбранный способ учета расходов на ремонт должен быть зафиксирован в учетной политике, регулирующей порядок ведения бухгалтерского учета в данной организации.

  2. # ADS
    Главный бухгалтер
    Регистрация
    07.11.2013
    Адрес
    Advertising world
    Сообщений
    1320
     

  3. #2
    Бухгалтер Аватар для Ирина
    Регистрация
    02.02.2013
    Адрес
    Воронеж
    Сообщений
    83

    Сообщение Re: Учёт автотранспортных средств

    Пример

    Организация осуществляет капитальный ремонт автомобиля на сумму 236 000 руб. (в том числе НДС 36 000 руб.).

    В бухгалтерском учете организации операции по капитальному ремонту автомобиля отражаются следующим образом:

    Д-т 97 «Расходы будущих периодов» К-т 60 200 000 руб. отражена стоимость капитального ремонта автомобиля;
    Д-т 19 К-т 60 36 000 руб. выделен НДС по ремонту автомобиля;
    Д-т 60 К-т 51 236 000 руб. оплачены услуги по ремонту автомобиля;
    Д-т 68 К-т 19 36 000 руб. принята к вычету сумма НДС по ремонту автомобиля.

    Ежемесячно в течение года осуществляется следующая проводка:

    Д-т 44 К-т 97 16 667 руб. списаны затраты по ремонту автомобиля на издержки обращения.

    При создании резерва на проведение ремонта отчисления определяются согласно балансовой стоимости производственных фондов и нормативных отчислений, утверждаемых организацией в установленном порядке.

    В бухгалтерском учете создание резерва на проведение ремонта отражается следующим образом:
    Д-т 20, 26, 44 К-т 96 «Резервы предстоящих расходов» отражены ежемесячные отчисления в резерв на проведение ремонта.

    Если у автомобиля, требующего ремонта либо попавшего в дорожно-транспортное происшествие, необходимо произвести замену кабины, шасси, двигателя, являющихся номерными запасными частями, необходимо учитывать следующее:

    • номерные запасные части должны быть отражены в бухгалтерском учете в составе основных средств независимо от их стоимости;
    • если в карточке учета основного средства не указана стоимость вышеуказанных номерных частей в общей стоимости автомобиля, то при их замене по истечении срока эксплуатации необходимо получение экспертного заключения об их рыночной стоимости для правильного отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности процесса замены изношенных номерных частей;
    • при получении экспертного заключения в учете производятся записи по выбытию номерных частей с одновременным принятием к учету вновь устанавливаемых новых номерных частей.

    Глава 25 НК РФ предусматривает два варианта учета расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения (ст. 260 НК РФ):

    1) расходы на ремонт основных средств можно включать в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат;
    2) под предстоящие ремонты основных средств может формироваться резерв для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств.

    Выбранный организацией способ учета расходов на ремонт основных средств должен быть зафиксирован в приказе об учетной политике для целей налогообложения. Величина расходов на ремонт основных средств формируется в налоговом учете посредством суммирования всех расходов, связанных с ремонтом (стоимость запасных частей, расходных материалов, расходы на оплату труда, стоимость работ, выполненных сторонними силами, и т. д.). Если налогоплательщик не образует резерв на ремонт основных средств, то сумма расходов на ремонт, сформированная в течение текущего месяца, включается в состав прочих расходов текущего отчетного (налогового) периода.

    4. Выбытие автотранспортных средств.

    При непригодности объектов автотранспортных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления документации на списание вышеуказанных объектов в организации создается комиссия.

    Результаты принятого комиссией решения оформляются Актом о списании автотранспортных средств (унифицированная форма № ОС-4а) с указанием данных, характеризующих объект. Если автотранспортное средство списывается вследствие аварии, то к акту о списании прилагается копия акта об аварии. На основании оформленных актов на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке объекта производится отметка о выбытии.

    В бухгалтерском учете списание основных средств отражается отнесением результата по данной операции на финансовые результаты организации (п. 82 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н). Что касается НДС, уплаченного при приобретении автотранспортного средства и возмещенного из бюджета, то он должен быть восстановлен в части, касающейся остаточной стоимости автомобиля, за минусом суммы НДС, приходящейся на стоимость оприходованных запасных частей.

    В дальнейшем эта разница списывается либо за счет прибыли, либо за счет полученной страховой суммы.

    5. Продажа автотранспортных средств.

    В бухгалтерском учете операции по продаже автотранспортных средств, учитываемых в составе основных средств организации, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». У организации-продавца возникает обязанность исчислить и уплатить в бюджет НДС со стоимости реализованного транспортного средства.

    Для целей налогообложения прибыли доход от реализации автотранспортного средства уменьшается на его остаточную стоимость, а также на сумму расходов, связанных с реализацией (п. 1 ст. 268 НК РФ). При этом, остаточная стоимость автотранспортного средства определяется на основании данных налогового учета и может не совпадать с данными бухгалтерского учета (особенно это касается транспортных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 г.). Поэтому величина прибыли (убытка), полученной(го) при реализации автотранспортного средства, в бухгалтерском и налоговом учете может не совпадать.

    Кроме того, главой 25 НК РФ предусмотрен особый порядок признания убытка, полученного от реализации амортизируемого имущества. Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования реализованного объекта и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации, включая месяц, в котором объект был реализован (п. 3 ст. 268, ст. 323 НК РФ).

    При реализации объектов амортизируемых основных средств велика вероятность расхождения данных бухгалтерского и налогового учета. Если объект реализуется с прибылью, то сумма полученной прибыли в налоговом учете может отличаться от суммы прибыли, выявленной на счетах бухгалтерского учета. Такая ситуация может возникнуть в случае, если величина остаточной стоимости реализованного объекта в налоговом учете не совпадает с величиной остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета.

    Несовпадение данных бухгалтерского и налогового учета ведет к необходимости применения положений ПБУ 18/02.

    Причины расхождения данных бухгалтерского и налогового учета:

    • несовпадение первоначальной стоимости автотранспортных средств в бухгалтерском и налоговом учете;
    • начисление амортизации по объекту в бухгалтерском и налоговом учете различными способами;
    • применение специальных коэффициентов при начислении амортизации в налоговом учете.

    В зависимости от причин несовпадения данных бухгалтерского и налогового учета сумма, на которую бухгалтерская прибыль, полученная от реализации объекта основных средств, отличается от величины налоговой прибыли, может быть квалифицирована:

    • как постоянная разница;
    • как погашение временной налогооблагаемой разницы, выявленной ранее в момент приобретения объекта или в процессе начисления амортизации по этому объекту;
    • как погашение вычитаемой временной разницы, выявленной ранее в момент приобретения объекта или в процессе начисления амортизации по этому объекту.

    Если объект реализуется с убытком, то при реализации основного средства возникает вычитаемая временная разница, приводящая к образованию отложенного налогового актива. Вычитаемая временная разница возникает в том периоде, когда имел место факт реализации. Величина вычитаемой временной разницы равна сумме выявленного в налоговом учете убытка, подлежащей списанию постепенно в течение оставшегося срока полезного использования реализованного объекта. В дальнейшем вычитаемая временная разница постепенно погашается в течение всего периода списания суммы полученного убытка в соответствии с требованиями п. 3 ст. 268 НК РФ.

    6. Учет горюче-смазочных материалов.

    Учет ГСМ осуществляется на счете 10 «Материалы», субсчет «Топливо», только в случае, если они изначально предназначены для использования внутри организации, т. е. для заправки собственного автотранспорта.

    Для учета ГСМ возникает необходимость открытия к счету 10 субсчетов второго, третьего и четвертого порядков, например: счет 10, субсчет «Топливо», субсчет «ГСМ на складе», субсчет «Бензин», субсчет «Бензин АИ-96»или счет 10, субсчет «Топливо», субсчет «Бензин АИ-96», субсчет «На складе». Организации приобретают ГСМ за наличный расчет или безналичным путем.

    При безналичном расчете оправдательными документами являются платежное поручение и приходный ордер (типовая форма № М-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а) на оприходование оплаченных ГСМ, талонов на топливо или лимитной карты.

    Кроме того, получение ГСМ возможно на автозаправочных станциях, с которыми у организаций имеются соглашения о заправке автомобилей на условиях безналичной оплаты (как с выдачей талонов на право заправки, так и без них).

    В бухгалтерском учете организации оплата ГСМ безналичным путем отражается следующим образом:

    Д-т 10 субсчет «Топливо» К-т 60, 76 оприходована стоимость ГСМ (отражение затрат на доставку ГСМ сторонней организацией; начисление комиссионного вознаграждения; прочие затраты, включаемые в соответствии с п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, в фактическую себестоимость ГСМ);

    Д-т 19 К-т 60, 76 отражена сумма НДС по закупленным ГСМ.

    При использовании счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», что должно быть закреплено в учетной политике организации, операции по приобретению ГСМ отражаются следующим образом:

    Д-т 15 К-т 60, 76 отражена фактическая стоимость ГСМ;
    Д-т 19 К-т 60, 76 отражена сумма НДС;
    Д-т 10 К-т 15 оприходованы ГСМ по принятым в организации учетным ценам;
    Д-т 16 К-т 15 учтены разницы между фактическими суммами затрат на приобретение ГСМ и учетными ценами или Д-т 15 К-т 16.

    При закупке в безналичном порядке талонов на право заправки ГСМ либо лимитных карт оформляются следующие проводки:

    Д-т 62 К-т 51 перечислены суммы в порядке предварительной оплаты талонов или лимитных карт;
    Д-т 50 «Касса» субсчет «Денежные документы» К-т 60 получены талоны в кассу;
    Д-т 19 К-т 60 отражены суммы НДС по ГСМ в порядке прав их приобретения по талонам или лимитным картам;
    Д-т 60 К-т 62 зачтен аванс за талоны;
    Д-т 71 К-т 50 субсчет «Денежные документы» выданы талоны водителю под отчет;
    Д-т 10 К-т 71 отражен отчет по путевому листу;
    Д-т 20 К-т 10 списаны на затраты расходы по ГСМ (в соответствии с нормами расходов).

    Чаще закупка ГСМ осуществляется за наличный расчет. Для этого водителям выдаются под отчет соответствующие денежные средства.

    При выдаче средств под отчет необходимо учитывать следующие требования действующего законодательства:

    • при наличии остатка по лицевому счету подотчетного лица новый аванс может быть выдан только при представлении отчета по предыдущему (предыдущим) авансу (авансам);
    • не допускается выдача средств лицу, с которым организацией не заключен трудовой договор (контракт);
    • в организации должны быть установлены сроки и порядок отчетности подотчетных сумм.

    Общепринято, что величина сумм наличных денежных средств для приобретения топлива, подлежащих выдаче под отчет, обычно устанавливается исходя из величины стоимости средненедельного расхода топлива, а при работе в междугородном или межобластном сообщении исходя из величины стоимости расхода топлива на выполнение производственного задания.

    При исчислении средненедельного расхода топлива используются величины планового пробега, утвержденных в организации линейных норм расхода топлива, действующих цен на топливо в данной местности и на территориях маршрута следования, количество рабочих дней в неделе, величины заправок непосредственно на предприятии (при наличии хранилищ, других условий и возможностей для заправки).

    Стоимость расхода топлива при работе на дальних маршрутах исчисляется, кроме того, с учетом предполагаемого дополнительного пробега, связанного с загрузкой в обратном направлении или поиском груза, переадресацией груза, возможного увеличения пробега, связанного с непредвиденными обстоятельствами, в размере до 15 % общего пробега по маршруту и т. п.

    В бухгалтерском учете операции по выдаче наличных денежных средств под отчет для закупки ГСМ отражаются следующим образом:

    Д-т 71 К-т 50 выданы наличные деньги под отчет;
    Д-т 10 К-т 71 оприходованы ГСМ;
    Д-т 50 К-т 71 оприходован остаток подотчетных сумм, или Д-т 71 К-т 50 ? выдана из кассы сумма перерасхода.

    Понятие «норма расхода топлива или смазочного материала» применительно к автомобильному транспорту, подразумевает установленное значение меры потребления данного расходного материала при работе конкретного автомобиля. При установлении норм расхода топлива на автотранспортные средства предприятия в основном пользуются нормативно-методическими материалами, приведенными в Нормах расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденных Минтрансом России 29.04.2003.

    Базовая норма расхода топлива и ГСМ устанавливается согласно технической документации на автомобиль. Дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы учитываются с помощью ряда поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или понижения исходного значения нормы.

    Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включается и устанавливается отдельно.

    По нашему мнению, в организации должны быть утверждены внутренним приказом нормы расхода топлива на зимний и летний периоды, рассчитанные с учетом необходимости служебных разъездов (в силу специфики деятельности организации) на основе утвержденных норм Минтранса России.

    Во всех случаях нормы расходы топлива корректируются в зависимости от условий эксплуатации автомобилей посредством применения повышающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих работу в зимнее и летнее время, в местностях над уровнем моря, в карьерах, при учебной езде, в городах с населением свыше 0,5 млн человек и т. д., или понижающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих характер автомобильных трасс. Применение коэффициентов (в том числе и дополнительно вводимых) и перевод с «зимних» норм расхода на «летние» осуществляется по приказу руководителя предприятия. Израсходованные ГСМ включаются в расходы при исчислении налога на прибыль в соответствии с правилами главы 25 НК РФ. Расходы на приобретение ГСМ для автомобилей, использующихся в основной деятельности организации, относятся к материальным расходам организации (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ), а для служебных автомобилей, использующихся в управлении организацией, ? к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 Кодекса).

    Необходимым условием для отнесения расходов на ГСМ в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль является наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих фактические суммы на приобретение ГСМ и производственные цели эксплуатации автомобиля (оформленные в установленном порядке режим работы автомобиля, путевые листы и т. д.).

    7. Учет автомобильных шин.

    В настоящее время порядок списания автомобильных шин регламентируется Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной приказом Минтранса России от 24.06.2003 № 153. В соответствии с п. 42, 43 вышеуказанной Инструкции в составе расходов на материалы отражается стоимость всех расходуемых при техническом обслуживании подвижного состава и других технических средств и устройств покупных материалов (обтирочных, смазочных, лакокрасочных, изоляционных, электротехнических, крепежных материалов, различных минеральных и органических масел), запасных частей для ремонта подвижного состава и других технических средств, автомобильных шин. Расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации.

    Для правильной организации бухгалтерского учета шин необходимо иметь в виду, что автомобильные шины, камеры и ободные ленты в зависимости от того, каким образом они поступают в организацию, относятся к различным статьям баланса. Так, автомобильные шины, поступающие вместе с новым автомобилем или прицепом (на колесах и один запасной комплект), входят в стоимость автомобиля и учитываются в составе основных средств (на счете 01). Шины, поступающие на предприятия для замены изношенных, учитываются на счете 10 «Материалы», субсчет «Запасные части».

    Для определения основания передачи автомобильных шин в эксплуатацию необходимо установить, с какой целью они будут использованы.

    Шины могут быть переданы:

    • для замены изношенных или пришедших в негодность по другим причинам;
    • для сезонной смены («летние», «зимние», «демисезонные»);
    • для замены изношенных сезонных.

    Замену изношенных или пришедших в негодность по другим причинам шин можно рассматривать как проведение текущего ремонта (замену изношенных частей) автомобиля, который относится к основным средствам. В связи с этим в данном случае можно руководствоваться общими правилами, регламентирующими порядок списания на издержки производства и обращения затрат на проведение ремонта объекта основных средств. Если выдаются сезонные шины, то их стоимость должна учитываться на счете 10, раздел аналитического учета «Автомобильные шины в эксплуатации». Стоимость сезонных шин, изношенных или пришедших в негодность по другим причинам, можно отнести на счета учета издержек производства и обращения.

    8. Страхование транспортных средств.

    Страхование транспортных средств в Российской Федерации осуществляется на основании договоров имущественного страхования, заключаемых в соответствии с требованиями ГК РФ, Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Закон № 40-ФЗ), иных федеральных законов, а также подзаконных нормативно-правовых актов.

    Расходы юридических лиц владельцев транспортных средств, заключивших договор страхования транспортного средства, в силу п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, для целей бухгалтерского учета признаются операционными расходами.

    В бухгалтерском учете произведенные расходы отражаются следующим образом:

    Д-т 97 К-т 51 отражена сумма страховой премии, уплаченной по заключенному договору страхования транспортных средств;
    Д-т 20 (25, 26, 44) К-т 97 отнесена на расходы сумма страховых платежей за соответствующий отчетный период.

    Согласно п. 2 ст. 263 НК РФ, расходы по добровольным видам страхования включаются для целей налогообложения прибыли в состав прочих расходов в размере фактических затрат. При использовании метода начисления расходы на страхование транспортных средств признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором по условиям договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов (п. 2 ст. 318, п. 6 ст. 272 НК РФ).

    Если же уплата страхового взноса осуществляется разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора.

    При использовании кассового метода признание расходов осуществляется в момент оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

    Страховое возмещение, получаемое организацией (владельцем транспортного средства) при наступлении страхового случая, в силу п. 9 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, признается в составе чрезвычайных доходов:

    Д-т 51 К-т 91 отражена сумма страхового возмещения, уплаченная страховщиком.

    Для целей налогообложения прибыли сумма поступившего страхового возмещения признается внереализационными доходом организации (ст. 250 НК РФ).

    Бухгалтерский учет расходов по обязательному страхованию ведется в том же порядке, что и при добровольном страховании транспортных средств.

    На основании п. 2 ст. 263 НК РФ расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций.

    Поскольку рассматриваемые страховые тарифы носят обязательный характер и утверждены постановлением Правительства РФ, вся сумма, уплаченная по договору обязательного страхования, признается расходом при исчислении налога на прибыль. Так как срок данного договора составляет один год, то, согласно п. 2 ст. 318, п. 6 ст. 272 НК РФ, признание расходов по нему производится равномерно в течение срока действия договора обязательного страхования.

    9. Транспортный налог.

    И в завершение темы транспортного средства: 1 раз в год необходимо рассчитать налог транспортный и предоставить декларацию в ИФНС по месту нахождения организации. Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемы объектом налогообложения. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным на основании доверенности до 30.07.2002 г., налогоплательщиком является лицо, указанное в доверенности. Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче транспортных средств по доверенности.

    Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в городе Сочи, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых в связи с организацией и проведением Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи и развитием города как горноклиматического курорта (п. введен 01.12.2007 г., действует до 1 января 2017 г.).

    Налоговая база определяется:

    1. в отношении транспортных средств, имеющих двигатели как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
    2. в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
    3. в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, как валовая вместимость в регистровых тоннах;
    4. в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в п. 13 как единица транспортного средства.

    Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству, указанному в п. 13. В отношении транспортных средств, указанных в п. 4 налоговая база определяется отдельно.

Похожие темы

  1. Учёт основных средств в бюджете
    от Виктория в разделе Учёт в бюджетных организациях
    Ответов: 5
    Последнее сообщение: 14.07.2017, 15:01
  2. Источники формирования средств
    от Светлана в разделе Помощь студентам
    Ответов: 0
    Последнее сообщение: 23.01.2017, 07:03
  3. Ответов: 0
    Последнее сообщение: 12.12.2016, 17:56
  4. Предпринимателям на УСН стоит контролировать стоимость своих основных средств
    от Любознательная в разделе Бухгалтерия индивидуального предпринимателя
    Ответов: 0
    Последнее сообщение: 18.06.2015, 10:46
  5. В бухучете Классификатор основных средств выгоднее не использовать
    от Снежана в разделе Оптимизация налогообложения
    Ответов: 0
    Последнее сообщение: 15.08.2013, 16:01