Правила истребования документов для налоговой: что делать нельзя
Показано с 1 по 2 из 2

Тема: Правила истребования документов для налоговой: что делать нельзя

  1. #1
    Старший бухгалтер
    Регистрация
    17.08.2015
    Адрес
    14 регионов России.
    Сообщений
    265

    Сообщение Правила истребования документов для налоговой: что делать нельзя

    Из-за большого количества судов, связанных с нарушениями в работе ревизоров, ФНС довела до сведения всех нижестоящих налоговых органов о правилах работы при истребовании документов вне рамок налоговых проверок (письмо от 27 июня 2017 г. № ЕД-4-2/12216@). Это связано с тем, что претензии в суде в сторону налоговиков почти всегда звучат одинаково: запрос большого количества документов у предприятия, будто в данный момент проводится его налоговая проверка.

    Какие ошибки совершает налоговая при истребовании документов?

    Во-первых, налоговики не всегда объясняют целесообразность своих действий.

    Например, при встречной проверке у контрагента требуют документы по всей организации, а не только по сделкам с конкретным проверяемым.

    Такие документы организация вправе не представлять. Пример: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 марта 2015 года по делу № А27-9300/2014.

    Во-вторых, местные проверяющие могут считать круг своих полномочий неограниченным – но это не так.
    Например, ООО пришлось обратиться к услугам компании по копированию, потому что они не успевали предоставить все истребованные документы в срок (в бумажном виде оригиналы едва вошли в десять ящиков). В итоге были затрачены значительные средства компании, сотрудников оторвали от работы, и они собирали и копировали пачки документов. А налоговая даже не смогла просмотреть все документы и, тем более, провести их анализ. В то же время инспекция отказала в продлении срока предоставления документов.
    Поэтому Конституционный Суд РФ указывает в постановлении № 14-П от 16.07.2004: «Наделяя налоговые органы полномочием действовать властно-обязывающим образом в пределах своей компетенции, федеральный законодатель должен соблюдать вытекающие из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ <...> требования, в силу которых ограничение федеральным законом права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности возможно, только если оно отвечает требованиям справедливости, адекватно, пропорционально, соразмерно и необходимо для защиты конституционно значимых ценностей.

    В-третьих, налоговики при истребовании документов могут не указать нужные реквизиты или контрагента.

    Помимо этого, должна быть указана необходимость истребования именно этих документов и повод для их запроса.

    Эти критерии установлены в ст. 93.1 НК РФ:


    • документы могут быть истребованы в связи с проведением камеральной либо выездной проверки контрагента;
    • только по конкретной сделке с указанием реквизитов и периода;
    • документы и информация должны касаться именно проверяемого налогоплательщика по конкретному вопросу.


    В-четвертых, налоговая не входит в ситуацию налогоплательщика при запросе документов:

    отправив требование, не узнает, когда оно доставлено и дошло ли вообще, реально ли собрать такое количество в срок и как это отразится на хозяйственной деятельности проверяемого (ведь нередки случаи, когда в организации при получении запроса из налоговой «работа встает»: все бросаются на сбор и подготовку документов).

    Эти проблемы и стали основанием для письма от ФНС, где местным налоговым службам были даны следующие рекомендации:

    • проверять реальную необходимость истребования конкретных документов (информации), исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований);
    • установить возможность налогового органа изучить большой объем документов;
    • учитывать реальную возможность контрагента представить копии документов в большом объеме;
    • узнать, обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов, было ли принято и какое именно решение по этому вопросу.


    Особо отмечено, что инспекторы должны быть готовы аргументированно пояснить вышестоящему налоговому органу и суду истребование значительного количества бумаг на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

    Однако, несмотря на позитивные тенденции и такой шаг от ФНС навстречу налогоплательщикам, количество судов по жалобам на действия местных инспекторов пока что не уменьшается. Да, было отмечено сокращение объемов запрашиваемых бумажных документов, но многие связывают это с распространением электронного документооборота и электронной отчетности.

    Поэтому электронный архив, который позволит собирать документы в кратчайшие сроки, отправлять их копии в налоговую в электронном виде или распечатывать сразу необходимые сейчас не роскошь, а необходимость.

    Материалы сайта Скан-Архив.

  2. # ADS
    Главный бухгалтер
    Регистрация
    07.11.2013
    Адрес
    Advertising world
    Сообщений
    1320
     

  3. #2
    Старший бухгалтер Аватар для UFO
    Регистрация
    15.06.2015
    Сообщений
    285

    По умолчанию

    Однако, несмотря на позитивные тенденции и такой шаг от ФНС навстречу налогоплательщикам, количество судов по жалобам на действия местных инспекторов пока что не уменьшается. Да, было отмечено сокращение объемов запрашиваемых бумажных документов, но многие связывают это с распространением электронного документооборота и электронной отчетности.
    И не изменится ничего, пока инспекторы не будут нести ответственность за свои действия/бездействия, нарушения и т.п.
    Ни для кого не секрет, что письма они часто шлют шаблонные, а не по конкретному вопросу, а порой и откровенный бред запрашивают.
    Вот за каждое необоснованное или не соответствующее закону письмо/запрос должна быть ответственность исполнителя - материальная.
    А то фирму и буха так за каждый чих - штрафы, пени...
    А до этого ничего не изменится.

    Например, ООО пришлось обратиться к услугам компании по копированию, потому что они не успевали предоставить все истребованные документы в срок (в бумажном виде оригиналы едва вошли в десять ящиков). В итоге были затрачены значительные средства компании, сотрудников оторвали от работы, и они собирали и копировали пачки документов. А налоговая даже не смогла просмотреть все документы и, тем более, провести их анализ. В то же время инспекция отказала в продлении срока предоставления документов.
    И должен быть закон, что вот в таком случае - ФНС возмещает фирме понесённые расходы.
    Только тогда подобные неадекватные действия прекратятся.
    А всё остальное им побоку.
    Если я ясно выразился, значит вы меня не правильно поняли.

Метки этой темы