Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», апрель 2020.
Анна Луценко, бухгалтер отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ»
Расскажем об основных принципах проведения проверок в сфере труда согласно новому регламенту, а также о том, какими полномочиями теперь наделены трудовые инспекторы при взыскании задолженности по зарплате с работодателей.
Основные изменения
В декабре 2019 г. были внесены важные изменения в нормативную базу, касающиеся порядка принудительного исполнения обязательств работодателя по невыплаченной заработной плате сотрудникам: в ТК РФ появилась новая статья 360.1, а в Федеральный закон № 229-ФЗ от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве» введена статья 72.2.
Кроме того, с 22 октября 2019 г. начал действовать новый Административный регламент по осуществлению трудовыми инспекциями государственного надзора за соблюдением трудового законодательства (утв. Приказом Роструда № 160 от 13.06.2019).
Применение риск-ориентированного подхода при проверках
Надзор за соблюдением трудового права производится на основе плановых и внеплановых проверочных мероприятий.
В обновленном регламенте Роструда закреплено применение риск-ориентированного подхода при осуществлении плановых проверок (п. 31-36 регламента), который был введен еще в 2017 г. Это означает, что специальная автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью (АСУ КНД) по ряду критериев относит деятельность работодателя (юрлица или ИП) к определенному классу риска. Всего выделяют 5 категорий рисков. Причем чем выше класс риска, тем чаще инспекторы будут наведываться с плановыми мероприятиями.
Непосредственно сам риск определяется исходя из показателя тяжести потенциальных последствий в результате несоблюдения норм трудового права и коэффициента устойчивости добросовестного поведения работодателей и исполнения ими трудовых обязательств.
При отнесении предприятия к категории риска Роструд использует ведомственные отчеты, которые содержат данные о травматизме и задолженности по зарплате, а также взаимодействует с ФНС (получает данные о численности работников, деятельности компании).
Чем чаще у предприятий выявляются факты неблагоприятных условий труда и нарушений трудовых прав работников, чем выше уровень травматизма и профзаболеваний, тем у предприятия больше «шансов» попасть в категорию высокого или значительного риска.
Если информация об отнесении работодателя к одному из классов риска отсутствует, то он относится к категории низкого риска и плановые проверки трудовой инспекцией не проводятся. Но при этом вероятность проведения внеплановых проверок сохраняется. Причем поводом для внеплановой проверки может быть жалоба работника на нарушение его прав, и в особенности получение тех фактов, которые свидетельствуют о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (п. 90 Административного регламента).
Наивысший класс риска может быть присвоен только главным государственным инспектором труда РФ. Остальные же категории риска присваиваются главными госинспекторами труда субъектов РФ или их заместителями (п. 18 Постановления Правительства РФ № 875 от 01.09.2012г., с изм. и доп. от 27.12.2019).
Перечень предприятий с присвоением рисков территориальные органы Роструда в каждом субъекте утверждают до 1 июля текущего года. А перечень ежегодного плана проверок утверждается до 10 ноября года, предшествующего проведению проверок и размещается на сайте Роструда (ранее утверждение плана было до 1 декабря).
Однако стоит заметить, что план проводимых проверок Роструда помогает определить предполагаемый месяц проверки на предприятии, но не ее конкретную дату. О самом начале плановой проверки трудовые инспекторы обязаны уведомить работодателя как минимум за 3 рабочих дня до начала контрольного мероприятия путем вручения ему распоряжения на проверку (согласно ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
Срок проведения проверки трудовой инспекции
Срок осуществления проверки обычной компании не может быть более 20 рабочих дней, малого предприятия – 50 часов в год, микропредприятия – 15 часов в год. Если же компания ведет деятельность на территории нескольких субъектов РФ, срок проверки устанавливается отдельно для каждого филиала, представительства или обособленного подразделения. В новом Регламенте Роструда закреплено ограничение, что общий срок проверки в отношении работодателя, который ведет свою деятельность в нескольких субъектах РФ, не может превышать 60 рабочих дней (п. 24, 62 Регламента). Подобной нормы в прежнем регламенте не было зафиксировано.
Условия прекращения проверки
В обновленный Регламент Роструда внесены новые основания для прекращения начатой проверки, а также условия, при которых проверка не может быть начата. Они приведены в п. 27 Регламента, к примеру, к таковым основаниям относятся:
• если при организации и проведении проверки допущены грубые нарушения, предусмотренные законодательством госнадзора;
• если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащихся в обращении или заявлении;
• несоответствие предмета проверки полномочиям Роструда и его территориальных органов и т. д.
Взыскание задолженности по зарплате трудовыми инспекторами
Трудовым инспекторам добавлены важные полномочия: теперь они правомочны взыскивать с работодателя начисленную, но не выплаченную в срок работникам заработную плату и другие выплаты в рамках трудовых отношений. Ранее непосредственное взыскание производилось только в судебном порядке. Данные изменения отражены в Трудовом кодексе в ст. 360.1 и в ст. 72.2 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. и действовать начали 13 декабря 2019 г.