Сейчас об инвентаризации вспоминают в первую очередь потому, что это способ проверить остатки, которые находятся на складе и в магазине, для перехода на обязательную маркировку товаров. Благодаря инвентаризации можно в порядке хранить имущественные ценности компании и контролировать их состояние.Наталия Кованная, ведущий бухгалтер отдела бухгалтерского учета «ГЭНДАЛЬФ»
Зачем нужна инвентаризация
Инвентаризации бывают разных видов – полные и частичные. В частичной инвентаризации можно проверить только необходимые позиции товаров. Например, провести плановую или внеплановую проверку для контроля продукции, которая хранится на складе и в магазине.
Срок проведения инвентаризации устанавливается руководителем организации, если инвентаризация не входит в случаи обязательных (согласно ст. 12 закона «О бухгалтерском учете»), таких, как:
- при продаже имущества или при передаче имущества в аренду;
- при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- при смене материально ответственного лица;
- перед составлением годового бухгалтерского отчета;
- при ликвидации или реорганизации предприятия;
- при выявлении случаев хищения или в случае стихийных бедствий, пожара или чрезвычайной ситуации, вызванной экстремальными условиями.
КНИЖЕЧКА
При подготовке и проведении инвентаризации руководствуйтесь следующими документами:
- Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».
- Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
- Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.
- Постановление Госкомстата РФ от 27.03.2000 № 26.
Инвентаризацию проводят, чтобы:
- Выявить фактическое наличие имущества у организации для обеспечения его сохранности, а также выявление неучтенного имущества и товара.
- Проверить содержание и правила эксплуатации основных средств организации, а также правильное условие хранений товарно-материальных ценностей, использование нематериальных активов.
- Определить фактическое использование товарно-материальных средств в процессе производства и изготовление продукции.
- Выявить наличие на складе и в магазине излишек и недостач товаров и продукции у организации.
- Проверить полное и корректное отражение в бухгалтерском учете, оценить товарно-материальные ресурсы с учетом их рыночной стоимости и фактического состояния.
С чего начать инвентаризацию
Для того что бы начать инвентаризацию, организации необходимо издать приказ о проведении инвентаризации и определить инвентаризационную комиссию. В состав инвентаризационной комиссии должен входить представитель руководителя либо заместитель руководителя, бухгалтер и материально ответственное лицо. После утверждения состава инвентаризационной комиссии ей предоставляют на руки последний приходный и расходные документы и отчеты о движении материальных ценностях. Материально ответственное лицо получает письменно информацию, что все расходные и приходные документы внесены бухгалтером. Эти документы визируются представителем с пометкой до инвентаризации с указанием даты.
После предоставления документов составляется инвентаризационная опись в двух экземплярах, один из которых впоследствии предается в бухгалтерию для сверки с данными бухучета, а вторая опись предоставляется материально ответственному лицу.
Продолжение в комментариях