Тема: Учёт государственных субсидий при приобретении сельхозтехники
-
Новичок
Учёт государственных субсидий при приобретении сельхозтехники
Добрый день!
На каком счете учитывается государственная субсидия на покупку сельхозтехники?
-
09.08.2012 10:19
# ADS
Главный бухгалтер
-
Бухгалтер
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, № 2
ПОРЯДОК НАЛОГОВОГО УЧЕТА СУБСИДИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Субсидия - это безвозмездное и безвозвратное возмещение части понесенных организацией или индивидуальным предпринимателем затрат. Она может выделяться из бюджетов разного уровня. Правила налогообложения субсидий предприятиями, применяющими традиционную систему налогообложения, УСНО или спецрежим в виде ЕНВД, отличаются. О порядке налогового учета таких выплат и пойдет речь в статье.
Получили субсидию - отразите доходы
Традиционно получение субсидий у предприятий, применяющих общий режим налогообложения (и метод начисления), отражается в составе внереализационных доходов. Статьей 271 НК РФ установлена общая норма (пп. 2 п. 4), в соответствии с которой датой получения субсидии (в виде безвозмездно полученных денежных средств) признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика, а также специальные нормы (нас интересует п. п. 4.1 и 4.3).
Согласно п. 4.1 ст. 271 НК РФ суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат. В случае нарушения условий получения выплат, предусмотренных настоящим пунктом, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, суммы, оставшиеся неучтенными, в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода (норма введена Федеральным законом от 05.04.2010 n 41-ФЗ).
В силу п. 4.3 ст. 271 НК РФ средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ <1>, отражаются в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме должна быть отражена в составе внереализационных доходов этого налогового периода. Исключение - приобретение основных средств. Если за счет бюджетных средств приобретено амортизируемое имущество, данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества (норма введена Федеральным законом от 07.03.2011 № 23-ФЗ).
Раз в налоговое законодательство вводятся новые нормы, должен существовать и некий переходный период: например, для случая, если субсидии, предусмотренные п. 4.3 ст. 271 НК РФ, получены в 2010 г., а израсходованы в 2011 г. В этом случае средства финансовой поддержки в виде указанных субсидий подлежат включению в состав доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме в периоде их поступления на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (то есть в 2010 г.). Об этом, в частности, говорится в Письме Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66.
А что если организация применяет спецрежим?
Упрощенная система налогообложения
Для "упрощенцев" налоговым законодательством также установлен порядок признания доходов в виде полученных субсидий. По сути, он аналогичен рассмотренному выше: в целях применения гл. 26.2 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Налогоплательщики, получающие субсидии на содействие самозанятости безработных граждан, учитывают их в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм расходов в пределах понесенных затрат каждого налогового периода. Если в течение указанного периода времени налогоплательщик не полностью израсходовал бюджетные средства, суммы, оставшиеся неучтенными, он отразит в составе доходов третьего налогового периода. Ну а если были нарушены условия получения выплат - извольте отразить доход в полном объеме (абз. 4, 5 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Другой вид субсидий - в поддержку предпринимательства отражается в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника (что было бы странно), разница между указанными суммами в полном объеме должна быть отражена в составе доходов этого налогового периода (абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Примечателен абз. 7 п. 1 комментируемой статьи, введенный в действие Федеральным законом № 23-ФЗ и распространяющийся на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. Процитируем его.
Порядок признания доходов, предусмотренный абз. 4 - 6 настоящего пункта, применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств), указанных в абз. 4 - 6 настоящего пункта.
Возникает резонный вопрос: вправе ли "упрощенцы", выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы", уменьшать сумму полученных субсидий на сумму затрат, фактически осуществленных ими за счет этого источника, либо норма, введенная в действие Федеральным законом n 23-ФЗ, говорит только о порядке признания доходов (то есть датой получения доходов следует признавать не день поступления денежных средств на счета налогоплательщика, а отражать их по мере расходования бюджетных сумм)?
Действительно, очень часто несовершенство законодательных актов не дает возможность однозначно толковать их нормы. Это как раз одна из таких ситуаций. Вернемся немного в прошлое и ознакомимся с мнением чиновников по этому вопросу до введения в действие абз. 6 и 7 п. 1 ст. 346.7 НК РФ. В Письмах Минфина России от 10.06.2010 n 03-11-11/164, от 26.04.2010 n 03-11-11/116, от 23.04.2010 n 03-11-09/33 (речь идет о суммах выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания такими гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест) поясняется, что указанными нормами должны руководствоваться как налогоплательщики, применяющие УСНО с объектом налогообложения в виде доходов, так и налогоплательщики, применяющие указанную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов. То есть чиновники поставили знак равенства между всеми "упрощенцами". Главное условие - "доходные" налогоплательщики должны вести учет не только доходов, но и расходов (в части расходования бюджетных средств). В частности, названными лицами учет полученных выплат и сумм произведенных расходов должен осуществляться в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО (далее - книга учета доходов и расходов организаций), форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 n 154н.
Таким образом, по мнению чиновников, налогоплательщики, применяющие УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы", в графе 4 разд. I книги учета доходов и расходов организаций отражают суммы полученных выплат в размере фактически произведенных расходов, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат, а в графе 5 разд. I - соответствующие суммы осуществленных расходов из предусмотренных условиями договоров. При этом налогоплательщики с объектом налогообложения "доходы" при определении суммы дохода, подлежащего налогообложению за соответствующий отчетный (налоговый) период (графа 4 разд. I книги учета доходов и расходов организаций), указанные суммы выплат не учитывают (Письма Минфина России от 25.02.2011 n 03-11-11/44, от 01.09.2010 n 03-11-11/230, от 27.08.2010 n 03-11-11/224, ФНС России от 26.08.2010 n ШС-07-3/215@). Приведем пример.
Пример 1. В 2009 г. налогоплательщик, применяющий УСНО (с объектом налогообложения "доходы"), получил выплаты, перечисленные в абз. 4, 5 п. 1 ст. 346.17 НК РФ, в размере 62 500 руб. В октябре 2009 г. из суммы полученных субсидий он израсходовал 30 000 руб. на цели, предусмотренные условиями получения указанных сумм выплат. В январе 2010 г. налогоплательщик нарушил условия получения выплат.
Налогоплательщик израсходованную сумму (30 000 руб.) в строке 210 разд. Ii декларации по УСНО за 2009 г. не отражает. При исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО за 2010 г. (вследствие нарушения условий получения выплат), он должен отразить всю сумму полученных выплат - 62 500 руб. При этом согласно ст. 81 НК РФ оснований для представления уточненной декларации по УСНО за 2009 г. у него нет.
Ключевой вывод. В настоящее время остается спорным вопрос о том, вправе ли организации, применяющие УСНО с объектом налогообложения "доходы", уменьшать выплаты, полученные из бюджета (предусмотренные абз. 4 - 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ), на суммы, потраченные из этих бюджетных средств для целей, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат. Несмотря на неоднозначную формулировку Налогового кодекса, финансисты говорят о правомерности таких действий.
Что же получается: еще до введения в действие положений Налогового кодекса о порядке учета субсидий, полученных в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ, и специальной нормы, которая предусматривает одинаковый порядок признания доходов для налогоплательщиков, применяющих объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", а также "доходы", финансисты и контролирующие органы дали зеленый свет для "доходных упрощенцев" при расчете налога принимать во внимание расходы, хотя это и противоречит другим нормам налогового законодательства. Логично, что введенными поправками законодатели хотели устранить именно этот пробел в Налоговом кодексе. Отсюда напрашивается вывод, что и субсидии, полученные в поддержку предпринимательства, учитываются аналогичным образом.
А как трактуют комментируемую норму (абз. 7 п. 1 ст. 346.17 НК РФ) налоговики? В Письме ФНС России от 21.06.2011 n ЕД-4-3/9835@ поясняется: и теми, и другими налогоплательщиками учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в книге учета доходов и расходов организаций (в графах 4 и 5 разд. I), в том числе в случае, если полученные ими в 2011 г. средства полностью израсходованы в данном налоговом периоде.
При этом налоговики напоминают о порядке признания некоторых видов расходов. В частности, расходы на приобретение основных средств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих ОС в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Пример 2. Налогоплательщик, применяющий УСНО с объектом налогообложения "доходы", в декабре 2011 г. получил субсидию в размере 400 тыс. руб. и приобрел на эти деньги в январе 2012 г. основное средство стоимостью 470 тыс. руб. (введено в эксплуатацию в феврале 2012 г.).
Налогоплательщик в последний день отчетного (налогового) периода (31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря 2012 г. соответственно) отразит в графах 4 и 5 разд. I книги учета доходов и расходов организаций сумму в размере 100 тыс. руб. (400 / 4). При этом в строке 210 декларации по УСНО за 2012 г. указанные суммы не отражает. Разница в размере 70 тыс. руб. (470 - 70), превышающая стоимость ОС над суммой, полученной из бюджета, при исчислении единого налога не учитывается.
Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются для целей налогообложения при применении УСНО на дату реализации товаров (пп. 23 п. 1 ст. 346.16, пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Учитывая указанные положения Налогового кодекса, доходы в виде средств финансовой поддержки (субсидии) отражаются в доходах и, соответственно, в расходах на дату признания расходов в вышеизложенном порядке. При этом, как уже отмечалось выше, согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ у налогоплательщиков, применяющих УСНО, датой получения доходов (в том числе доходов от реализации товаров) признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) иным способом (кассовый метод). Таким образом, доходы, полученные от реализации товаров, в том числе приобретенных за счет средств финансовой поддержки, в полной сумме включаются в состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО.
Пример 3. Налогоплательщик, применяющий УСНО с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", в июле 2011 г. получил субсидию в размере 250 тыс. руб., закупил на эту сумму товар (3 шубы) и полностью реализовал его 10 октября 2011 г. за 350 тыс. руб.
10 октября 2011 г. налогоплательщик в графе 4 разд. I книги учета доходов и расходов организаций отразит доход в сумме 250 тыс. руб., соответственно, в графе 5 разд. I - расход в сумме 250 тыс. руб.
Кроме того, той же датой в графе 4 разд. I книги налогоплательщик отразит доход от реализации 3 шуб в размере 350 тыс. руб., при этом в графе 5 разд. I ставится прочерк, так как расходы на приобретение данного товара уже учтены в предыдущей операции.
С.В.Манохова
Редактор журнала
"Торговля:
бухгалтерский учет
и налогообложение"
Подписано в печать
09.02.2012
-
Главный бухгалтер
"Международный бухгалтерский учет", 2012, № 10
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ:
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
В статье определены основные варианты отражения информации о полученных субсидиях в отечественном учете и Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). Акцентировано внимание на текущем финансировании и формировании внеоборотных активов за счет средств субсидий. Определен порядок налогообложения с учетом специфики аграрного производства. Отсутствие обособленного учета государственных субсидий может негативно отразиться на финансовых результатах организации.
Государственная поддержка является неотъемлемой частью аграрной политики любого государства. В принятом Соглашении о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 09.12.2010 с участием Правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации было определено, что "государственная поддержка сельского хозяйства - финансовое содействие, оказываемое правительством или иным государственным органом государства Стороны или местного самоуправления производителям сельскохозяйственных товаров напрямую либо через уполномоченного ими агента". Таким образом, это достаточно широкий спектр мер, направленных на получение дополнительных конкурентных преимуществ. Однако с точки зрения бухгалтерского учета только прямая государственная поддержка может быть надежно оценена. Поэтому в данном случае наиболее приемлемой категорией будет использование понятия "государственная помощь" - увеличение экономической выгоды организации в результате поступления активов. В настоящее время государственная помощь для сельскохозяйственных производителей сводится в основном к предоставлению субсидий.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом возникает обязанность целевого использования средств, в противном случае субсидии должны быть возвращены.
Одним из обязательных условий получения субсидий является наличие статуса сельскохозяйственного производителя.
Определение понятия "сельскохозяйственный производитель" содержится в ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства": сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.
На развитие сельского хозяйства, по данным Минфина России, были направлены бюджетные средства в следующем объеме: в 2007 г. - 27,8 млрд руб., 2008 г. - 58,0 млрд руб., 2009 г. - 83,1 млрд руб., 2010 г. - 35,3 млрд руб.
Порядок учета государственной помощи в российском законодательстве регламентируется Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н, и Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях, утвержденными Приказом Минсельхоза России от 02.02.2004 № 75.
Если сравнивать сложившуюся нормативную базу бухгалтерского учета субсидий с международными стандартами, можно определить ряд отличий.
Во-первых, учет субсидий регламентируется двумя стандартами - МСФО (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи" и МСФО (IAS) 41 "Сельское хозяйство". Если субсидии связаны непосредственно с биологическим активом, по которому можно определить справедливую стоимость, то применяется МСФО (IAS) 41 "Сельское хозяйство", например приобретение племенного молодняка, элитных семян. Однако если субсидия предназначена для погашения процентов по кредитам или для покупки основных средств, то юридическую значимость приобретают положения МСФО (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи". В российских стандартах субсидии, относящиеся к формированию биологических активов, обособленно не выделяются.
Во-вторых, по направлениям обобщения и группировки информации имеются различия в классификации субсидий. В отечественном учете в основе лежит идентификация объекта с точки зрения направления финансирования расходов: текущие или капитальные. В международной практике классификация осуществляется с позиции элементов финансовой отчетности: доходы или активы. Кроме того, обособленно отражаются условно-безвозвратные займы.
Применимо к биологическим активам субсидии классифицируются в зависимости от наличия обязательства по выполнению определенных условий хозяйствования: условные и безусловные. На практике данные классификации лежат в основе отражения информации в бухгалтерском учете и отчетности.
В-третьих, бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету согласно п. 5 ПБУ 13/2000, отражаются как целевое финансирование и возникновение задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п. Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п. (п. 7 ПБУ 13/2000).
Информация о поступлении и использовании средств целевого финансирования отражается на счете 86 "Целевое финансирование", а остаток неиспользованных средств - на счете 98 "Доходы будущих периодов".
Последующее списание государственной помощи при соблюдении всех условий осуществляется с применением счета 91 "Прочие доходы и расходы".
Согласно МСФО (IAS) 41 "Сельское хозяйство" возможно использование двух вариантов в зависимости от наличия условий.
Первый вариант: не обремененная никакими условиями государственная субсидия подлежит признанию в качестве дохода в том случае, если становится подлежащей получению.
Второй вариант: если государственная субсидия предоставляется на определенных условиях, то предприятию следует признать ее в составе прибыли или убытка тогда, когда будут выполнены обязательства перед государством.
Использование МСФО (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи" предполагает два метода признания:
- субсидия учитывается как отложенный доход, который признается как доход на систематической и рациональной основе в течение срока полезного использования актива;
- субсидия отражается путем ее вычитания из балансовой стоимости актива.
Субсидия признается как доход в течение срока полезного использования амортизируемого актива путем уменьшения амортизационных отчислений в результате уменьшения балансовой стоимости актива. Эти два метода рассматриваются в качестве приемлемых альтернатив.
Субсидии, относящиеся к доходам, могут быть включены в состав прочих доходов, или вычет субсидий из соответствующих расходов. В случае если государственные субсидии относятся к доходу, то в отчете о прибылях и убытках они могут быть представлены:
- отдельно или в составе общей статьи, например "Прочие доходы";
- в качестве альтернативы они вычитаются при отражении соответствующего расхода в отчетности.
Данные методы приемлемы при представлении информации о субсидиях, относящихся к доходу. При этом следует раскрывать влияние субсидий на любую статью доходов или расходов, требующую отдельного раскрытия.
Включение субсидий в реальные доходы сельскохозяйственных производителей в отечественном учете не позволяет объективно оценить эффективность государственных инвестиций. Необходимо формировать информацию о реальном состоянии расчетов с бюджетом по субсидиям.
Рассмотрим на примере получение средств на текущее финансирование.
Пример 1. Организация в рамках государственной поддержки получила субсидию из федерального бюджета на приобретение средств химизации (удобрений) в размере 118 000 руб. Общая стоимость удобрений, приобретенных в апреле, составила 590 000 руб. (в том числе налог на добавленную стоимость (НДС)). Соглашение с администрацией заключено в этом же месяце. В Министерство сельского хозяйства края были направлены: заявка на получение субсидии, справка-расчет причитающихся субсидий, заверенные получателем субсидий копии подтверждающих документов (договоры на приобретение средств химизации, счета-фактуры и накладные, сертификаты соответствия, платежные поручения, акты применения средств химизации) и получено уведомление о бюджетных ассигнованиях. Субсидия была перечислена на расчетный счет в мае (табл. 2).
Таблица 2
Отражение информации о субсидиях как возникновение целевого
финансирования и задолженности (первый вариант)
---------------------------------------T-----------T----------T-----------¬
¦ Содержание хозяйственной операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦Сумма, руб.¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦ Апрель ¦
+--------------------------------------T-----------T----------T-----------+
¦Приобретены удобрения от поставщика ¦ 10 ¦ 60 ¦ 500 000 ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦Отражен "входной" НДС ¦ 19 ¦ 60 ¦ 90 000 ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦НДС принят к возмещению ¦ 68 ¦ 19 ¦ 90 000 ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦Перечислена поставщику с расчетного ¦ 60 ¦ 51 ¦ 590 000 ¦
¦счета оплата за удобрения ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦Получено уведомление о бюджетных ¦ 76 ¦ 86-1 ¦ 118 000 ¦
¦ассигнованиях на покупку удобрений ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦Отражены доходы будущих периодов ¦ 86-1 ¦ 98-1 ¦ 118 000 ¦
¦по субсидии на удобрения ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦ Май ¦
+--------------------------------------T-----------T----------T-----------+
¦Сумма субсидии поступила на расчетный ¦ 51 ¦ 76 ¦ 118 000 ¦
¦счет организации ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦Использованы удобрения ¦ 20 ¦ 10 ¦ 500 000 ¦
¦в растениеводстве ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦Списана на финансовый результат сумма ¦ 98-1 ¦ 91-1 ¦ 118 000 ¦
¦субсидии по оборудованию в размере ¦ ¦ ¦ ¦
¦амортизации ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------------------------+-----------+----------+------------
Если сельскохозяйственная организация использует специальный налоговый режим, например упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог, то признание государственной помощи будет осуществляться по мере фактического поступления денежных средств на расчетный счет. Воспользуемся условиями предыдущего примера (табл. 3).
Таблица 3
Отражение информации о субсидиях по мере фактического
получения ресурсов (второй вариант)
---------------------------------------T-----------T----------T-----------¬
¦ Содержание хозяйственной операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦Сумма, руб.¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦ Апрель ¦
+--------------------------------------T-----------T----------T-----------+
¦Приобретены удобрения от поставщика ¦ 10 ¦ 60 ¦ 590 000 ¦
¦(НДС является невозмещаемым налогом) ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦Перечислена поставщику с расчетного ¦ 60 ¦ 51 ¦ 590 000 ¦
¦счета оплата за удобрения ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦ Май ¦
+--------------------------------------T-----------T----------T-----------+
¦Сумма субсидии поступила на расчетный ¦ 51 ¦ 86-1 ¦ 118 000 ¦
¦счет организации ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦Использованы удобрения ¦ 20 ¦ 10 ¦ 590 000 ¦
¦в растениеводстве ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦Списана на финансовый результат сумма ¦ 86-1 ¦ 91-1 ¦ 118 000 ¦
¦субсидии по оборудованию в размере ¦ ¦ ¦ ¦
¦амортизации ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------------------------+-----------+----------+------------
В данном примере с точки зрения МСФО приобретение удобрений непосредственно не связано с формированием биологического актива, следовательно, необходимо ориентироваться на МСФО (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи". Данный вид субсидий является монетарным и относится к активам организации. Признание в доходах субсидии осуществляется в момент отпуска материалов в производство продукции.
В апреле при получении уведомления о выделении субсидии отражаются дебиторская задолженность по государственной субсидии и прочие доходы:
Д-т сч. "Расчеты по государственной субсидии" - 118 000 руб.
К-т сч. "Прочие доходы", субсчет "Субсидии", - 118 000 руб.
В мае отражается поступление денежных средств от правительственного органа:
Д-т сч. "Денежные средства" - 118 000 руб.
К-т сч. "Расчеты по государственной субсидии" - 118 000 руб.
Согласно международным стандартам в отчете о прибылях и убытках будет заполнена строка "Прочие доход".
Отражение информации о получении субсидий на формирование внеоборотных активов имеет ряд особенностей.
Во-первых, основные средства принимаются к учету при соблюдении четырех условий в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для длительного использования, т.е. в течение периода, превышающего 12 мес., или обычного операционного цикла, если он больше 12 мес.;
- объект не должен быть предназначен для продажи;
- объект способен приносить экономические выгоды (доход) организации в будущем.
Во-вторых, суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списываются со счета учета целевого финансирования на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации.
Рассмотрим на примере получение средств на формирование внеоборотных активов.
Пример 2. В декабре организация в рамках государственной поддержки получила субсидию из федерального бюджета на реконструкцию фермы в размере 40% сметной стоимости. Общая стоимость проекта 5310 тыс. руб., в том числе НДС. В Министерство сельского хозяйства края были направлены все необходимые документы и получено уведомление о бюджетных ассигнованиях. Срок полезного использования - 10 лет, способ начисления амортизации - линейный. Субсидия была перечислена на расчетный счет в декабре. Работы выполнялись в период с февраля по октябрь (табл. 4).
Таблица 4
Отражение информации о субсидиях на формирование внеоборотных активов
---------------------------------------T-----------T----------T-----------¬
¦ Содержание хозяйственной операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ тыс. руб. ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦ Февраль - октябрь ¦
+--------------------------------------T-----------T----------T-----------+
¦Отражены затраты на реконструкцию ¦ 08-4 ¦ 60 ¦ 4500 ¦
¦фермы ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦Отражен "входной" НДС ¦ 19-1 ¦ 60 ¦ 810 ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦НДС принят к возмещению ¦ 68 ¦ 19-1 ¦ 810 ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦Увеличена первоначальная стоимость ¦ 01 ¦ 08-4 ¦ 4500 ¦
¦фермы ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦ Ноябрь - декабрь ¦
+--------------------------------------T-----------T----------T-----------+
¦Начислена амортизация за период ¦ 20 ¦ 02 ¦ 75 ¦
¦с ноября по декабрь (4500 / 120 x 2) ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦Сумма субсидии поступила на расчетный ¦ 51 ¦ 86-1 ¦ 2124 ¦
¦счет организации ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦Часть субсидии, относящаяся ¦ 86-1 ¦ 91-1 ¦ 30 ¦
¦к признанным ранее расходам, отражена ¦ ¦ ¦ ¦
¦в составе прочих доходов (75 x 40%) ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦Отражены доходы будущих периодов ¦ 86-1 ¦ 98-1 ¦ 2094 ¦
¦по субсидии на оборудование ¦ ¦ ¦ ¦
¦(2124 - 30) ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦Восстановлен НДС в части, ¦ 19-1 ¦ 68 ¦ 324 ¦
¦субсидированной из федерального ¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджета (810 x 40%) ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦Сумма восстановленного НДС списана ¦ 91-2 ¦ 19-1 ¦ 324 ¦
¦в состав прочих расходов ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+----------+-----------+
¦Сумма НДС в части, субсидированной ¦ 98-1 ¦ 91-1 ¦ 324 ¦
¦из бюджета, отнесена на финансовый ¦ ¦ ¦ ¦
¦результат ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------------------------+-----------+----------+------------
Согласно п. 9 ПБУ 13/2000 целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования указанных объектов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы.
В соответствии с Приказом Минфина России от 24.12.2010 № 186н утратил силу п. 81 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, касающийся учета доходов будущих периодов. Однако в ПБУ 13/2000 поправки не были внесены. Следовательно, формально субсидии следует учитывать по-прежнему.
Суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов списываются в период признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера. При использовании материально-производственных запасов в производстве, начислении оплаты труда в учете возникают прочие доходы.
При наличии незавершенного производства, нереализованной продукции возникает проблема признания дохода. В данном случае п. 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, определяет, что доходы нужно признавать в периоде и размере отнесения соответствующих расходов на счета прибылей и убытков. Поэтому рекомендуем отразить в учетной политике порядок признания прямых расходов и соответствующей им части доходов, полученных от предоставленной государственной помощи.
Как уже упоминалось, начиная с отчетности за 2011 г. утратил силу п. 81 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Однако в п. 3 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" отмечено, что фирмы самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям своих отчетов. Поэтому остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств рекомендуем отражать отдельной строкой в разделе "Краткосрочные обязательства" по статье "Доходы будущих периодов" пассива баланса.
Если вопреки требованиям ПБУ 13/2000 организация признает доходы по поступившей государственной помощи единовременно в составе прочих доходов, это будет считаться нарушением бухгалтерских стандартов и завышением прибыли.
Субсидия на приобретение основных средств в соответствии с международными стандартами регламентируется МСФО (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи".
В данном случае при поступлении внеоборотных активов имеется возможность отражения информации по одному из двух вариантов.
Первый вариант - субсидия признается как отложенный доход.
Отражается поступление денежных средств из бюджета в виде субсидий:
Д-т сч. "Денежные средства" - 2 124 000 руб.
К-т сч. "Расчеты по государственной субсидии" - 2 124 000 руб.
По истечении каждого года эксплуатации фермы одновременно с начислением амортизации признается доход текущего периода в размере 180 тыс. руб. (450 000 x 40%):
Д-т сч. "Расходы на амортизацию" - 450 000 руб.
К-т сч. "Амортизация основных средств" - 450 000 руб.;
Д-т сч. "Доходы будущих периодов" - 180 000 руб.
К-т сч. "Прочие доходы", субсчет "Субсидии", - 180 000 руб.
Второй вариант - полученная субсидия не признается доходом, а вычитается из балансовой стоимости.
Поступили денежные средства - субсидия:
Д-т сч. "Денежные средства" - 2 124 000 руб.
К-т сч. "Расчеты по государственной субсидии" - 2 124 000 руб.
Отражается принятие к учету объекта основных средств от поставщика:
Д-т сч. "Основные средства" - 2 376 000 руб.
Д-т сч. "Расчеты по государственной субсидии" - 2 124 000 руб.
К-т сч. "Поставщики" - 4 500 000 руб.
По истечении каждого года службы оборудования начисляется амортизация:
Д-т сч. "Расходы на амортизацию" - 237 600 руб.
К-т сч. "Амортизация основных средств" - 237 600 руб.
О.И.Хайруллина
К. э. н., доцент
кафедры бухгалтерского учета и аудита
Пермская государственная
сельскохозяйственная академия
Подписано в печать
29.02.2012
-
Новичок
Бухгалтерский учет получения государственных субсидий.
Для правильного отражения этих субсидий в бухгалтерском и налоговом учете важно определить, являются ли они целевыми. Если полученные бюджетные средства не являются целевыми, они должны быть отражены в составе выручки от продаж с налогообложением в общем порядке.
Получение и целевое использование бюджетных средств определены Бюджетным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. на 29.12.2004, далее - БК РФ)), нормативными документами Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Одним из основных нормативных документов , регламентирующих бухгалтерский учет государственной помощи (государственных субсидий), является ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи".
В бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ 13/2000 государственная помощь признается как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов и предоставляется в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств).
Согласно условиям вопроса – организация получает государственные субсидии на покупку сельхозтехники.
Далее в ответе будет рассмотрен бухгалтерский и налоговый учет получения государственных субсидий на покупку сельхозтехники – как финансирование капитальных расходов (на приобретение объектов основных средств).
В бухгалтерском учете бюджетные средства в соответствии со ст. 66 БК РФ и п. 4 ПБУ 13/2000 подразделяются на:
- средства финансирования капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением внеоборотных активов (основных средств и др.);
- средства финансирования текущих расходов (приобретение МПЗ, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера).
Бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования по мере их использования на увеличение финансовых результатов организации.
Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе.
Суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списываются на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации.
При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию (дебет счета 86 "Целевое финансирование", кредит счета 98 "Доходы будущих периодов") с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы.
Приобретенная сельхозтехника принимается к учету в составе основных средств (ОС) по первоначальной стоимости, которая в данном случае складывается из фактических затрат на приобретение (п. п. 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).
При вводе ОС в эксплуатацию суммы затрат, собранные на счете 08, списываются в дебет счета 01 "Основные средства".
Стоимость объекта ОС погашается посредством начисления амортизации, в данном случае линейным способом (п. 17, абз. 2 п. 18 ПБУ 6/01).
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Начисление амортизации по объекту ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01).
Ежемесячно начисленная сумма амортизации ОС отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" в данном случае в корреспонденции со счетом 20 "Основное производство".
Поскольку организация приобретает сельхозтехнику (внеоборотный актив) за счет средств целевого бюджетного финансирования, то информация о получении и использовании государственной помощи отражается в бухгалтерском учете в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н (п. 1 ПБУ 13/2000).
В данном случае согласно п. 4 ПБУ 13/2000 в бухгалтерском учете формируется информация о целевых бюджетных средствах, полученных на финансирование капитальных расходов, связанных с приобретением внеоборотных активов.
Согласно п. 5 ПБУ 13/2000 бюджетные средства принимаются к бухгалтерскому учету, если имеется уверенность, что указанные средства будут получены, а условия предоставления этих средств организацией будут выполнены.
В соответствии с п. 7 ПБУ 13/2000 и Инструкцией по применению Плана счетов бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам.
По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность, отраженную на счете 76, и увеличивают счета учета денежных средств.
Использование средств целевого финансирования на приобретение внеоборотных активов, подлежащих амортизации, отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции с кредитом счета 98 "Доходы будущих периодов" при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию (п. 9 ПБУ 13/2000, Инструкция по применению Плана счетов). В дальнейшем в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов сумма, учтенная на счете 98, списывается в размере начисленной амортизации в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы".
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Денежные средства в виде субсидий, получаемые на возмещение расходов, в налоговую базу не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг). Финансовое ведомство придерживается аналогичной точки зрения (Письмо Минфина России от 18.03.2011 N 03-07-11/61).
Сумму НДС , предъявленную к уплате поставщиком сельхозтехники, организация имеет право принять к вычету после принятия к учету объекта основного средства, при наличии счета-фактуры поставщика (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 14996/05 по делу N А06-2102у-4/04нр) .
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Пояснения :
Отметим, что до 1 октября 2011 г. никаких особенностей относительно применения вычетов в указанных случаях установлено не было. Но Минфин России придерживался позиции , согласно которой НДС не принимается к вычету, если товары (работы, услуги) оплачены за счет средств федерального бюджета, поскольку это ведет к повторному возмещению налога из бюджета (Письма от 08.08.2011 N 03-03-06/4/92, от 09.06.2011 N 03-03-06/1/337, от 27.05.2011 N 03-03-06/1/313 (п. 2), от 18.03.2011 N 03-07-11/61, от 10.12.2010 N 03-07-11/486, от 21.10.2009 N 03-07-11/260, от 15.02.2008 N 03-07-11/64).
Если же средства выделены из бюджета субъекта РФ или из местного бюджета, НДС можно принять к вычету в общем порядке (Письма Минфина России от 10.12.2010 N 03-07-11/486, от 09.03.2010 N 03-07-11/52, от 28.04.2009 N 03-07-11/116).
Однако, по мнению налоговых органов, применение вычета было правомерно и в том случае, если товары (работы, услуги) оплачивались за счет средств федерального бюджета. Такой вывод следует из Письма УФНС России по г. Москве от 18.12.2007 N 19-11/120978.
Кроме того, ФНС России в Письмах от 30.03.2011 N КЕ-4-3/5012, от 28.07.2009 N 3-1-11/544@ указала, что налоговым органам при проведении проверок следует учитывать сложившуюся арбитражную практику.
В свою очередь судьи поддерживали налогоплательщиков и признавали правомерность вычета независимо от того , из какого бюджета выделены средства (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 N 13419/07, от 01.04.2008 N 12611/07, ФАС Поволжского округа от 11.11.2011 N А57-1934/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 17.04.2009 N А28-10954/2008-451/21).
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Налог на прибыль организаций
С 2010 г. целевые поступления из бюджета, получаемые коммерческими организациями, облагаются налогом на прибыль, так как эти организации больше не поименованы в п. 2 ст. 251 НК РФ (в данном пункте речь теперь идет только о некоммерческих организациях).
Исключение составляют лишь субсидии коммерческим организациям в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, прямо указанные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Таким образом : Средства субсидии, выделенной организации из бюджета , подлежат включению в состав доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль (как безвозмездно полученные денежные средства) на дату фактического получения денежных средств (п. 8 ст. 250, п. 2 ст. 248, пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ) .
/Пояснения : Напоминаем, что до 01.01.2010 бюджетные средства, полученные коммерческими организациями на финансирование целевых расходов, не включались при налогообложении прибыли в состав доходов на основании п. 2 ст. 251 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2007 N 284-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"). С 01.01.2010 п. 2 ст. 251 НК РФ действует в новой редакции, в частности, из него исключены слова "целевые поступления из бюджета". Соответственно, с 01.01.2010 у коммерческих организаций отсутствуют основания для исключения из состава доходов полученных бюджетных средств./
Согласно пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.
Поэтому независимо от метода признания доходов и расходов датой признания дохода в виде субсидий в целях налогообложения прибыли будет дата поступления на расчетный счет (в кассу) денежных средств .
Разъяснения Минфина РФ по данному вопросу :
Письмо Минфина России от 02.04.2010 N 03-03-06/1/222 :
Рассматриваемое разъяснение финансистов пригодится коммунальным предприятиям, возводящим объекты основных средств с использованием бюджетных средств. Чиновники подчеркнули, что юридическим лицам бюджетные субсидии предоставляются в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ст. 78 БК РФ). Однако у коммерческих организаций такие средства подлежат обложению налогом на прибыль в общем порядке, поскольку не являются ни целевым финансированием, ни целевыми поступлениями. Исходя из этого, получатель субсидии не должен руководствоваться пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, запрещающим начислять амортизацию по имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования. В отношении имущества, приобретенного или созданного коммерческой организацией за счет субсидий, полученных на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и признанного согласно ст. 256 НК РФ амортизируемым, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.
Разъяснения налогового органа по данному вопросу :
Вопрос: Признается ли амортизируемым для целей налога на прибыль имущество стоимостью более 40 000 руб., приобретенное как за счет целевой субсидии, полученной из бюджета г. Москвы, так и за счет собственных средств организации?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 29 декабря 2011 г. N 16-15/126140@
Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Налогового кодекса РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
Между тем пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ определено, что амортизация по амортизируемому имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется.
При этом в целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям относится имущество, поименованное в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ.
При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Налогового кодекса РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль,
установлены в ст. 251 Налогового кодекса РФ, их перечень является исчерпывающим.
Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы и, соответственно, целевым финансированием в целях налогообложения прибыли не признаются, в связи с чем они учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
При этом данные субсидии не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств коммерческая организация не обязана отчитываться.
Таким образом, в отношении имущества, приобретенного коммерческой организацией как за счет субсидий, полученных из городского бюджета в рамках реализации целевой городской программы, так и за счет собственных средств и обладающего всеми признаками амортизируемого имущества, определенными в п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ , амортизация в целях налогообложения прибыли начисляется в общеустановленном порядке.
Основание: Письмо Минфина России от 02.04.2010 N 03-03-06/1/222.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Н.В.МИХАЙЛОВА
29.12.2011
================================================== ===============
Применение ПБУ 18/02 .
В рассматриваемой ситуации возникают временные разницы по доходам.
Учитывая вышеизложенное в бухгалтерском учете ежемесячно отражаются:
- расходы в виде амортизации приобретенного оборудования;
- доходы в виде сумм использованного целевого финансирования, величина которых соответствует сумме начисленной амортизации.
В налоговом учете - согласно пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика. Поэтому независимо от метода признания доходов и расходов датой признания дохода в виде субсидий в целях налогообложения прибыли будет дата поступления на расчетный счет (в кассу) денежных средств (за исключением случаев, описанных ниже). В связи с этим у налогоплательщика могут возникать временные разницы в соответствии с ПБУ 18/02.
В рассматриваемой ситуации - при приобретении основных средств за счет бюджетных источников возникают вычитаемые временные разницы и соответствующие им отложенные налоговые активы (ОНА) (п. п. 11, 14 , 17 ПБУ 18/02), поскольку в налоговом учете данный доход отражается единовременно в момент поступления денежных средств, а в бухгалтерском - равномерно в течение срока полезного использования основных средств в сумме ежемесячной амортизации.
Пример корреспонденции счетов :
Допустим : ООО «Актив» в рамках инвестиционного проекта получило субсидию из федерального бюджета на оплату 50% стоимости приобретаемого оборудования. Общая стоимость оборудования - 472 000 руб. (в том числе НДС). Согласно учетной политике субсидии принимаются к бухгалтерскому учету в соответствии с п. 5 ПБУ 13/2000. Соглашение с областной администрацией заключено в марте, в этом же месяце получено уведомление о бюджетных ассигнованиях. Договор с поставщиком также заключен в марте. Оборудование было приобретено и принято к бухгалтерскому учету в апреле. Амортизационные отчисления составили 10 000 руб./мес. Субсидия была перечислена в мае.
Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
В марте
Получено уведомление о бюджетных
ассигнованиях на покупку оборудования
(472 000 руб. x 50%) 76 86 236 000
В апреле
Оборудование оприходовано на склад 08-4 60 400 000
Отражен "входной" НДС 19-1 60 72 000
Оборудование включено в состав основных
средств 01 08-4 400 000
НДС принят к возмещению 68-НДС 19-1 72 000
Отражены доходы будущих периодов по субсидии
на оборудование 86 98-1 236 000
В мае
Сумма субсидии поступила на расчетный счет
организации 51 76 236 000
Начислена амортизация по оборудованию 20 02 10 000
Списана на финансовый результат сумма
субсидии по оборудованию в размере
амортизации 98-1 91-1 5 000
Восстановлен НДС в части, субсидированной из
бюджета 19-1 68-НДС 36 000
Сумма восстановленного НДС списана в состав
прочих расходов 91-2 19-1 36 000
Сумма НДС в части, субсидированной из
бюджета, отнесена на финансовый результат 98-1 91-1 36 000
Вопрос: Возникает ли у ООО необходимость по уплате налога на прибыль с доходов в виде субсидий, предоставленных ООО на основании договора "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов и нематериальных активов" (договор субсидирования)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 марта 2011 г. N 03-03-06/1/167
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета в целях налогообложения прибыли субсидий, полученных обществом с ограниченной ответственностью на возмещение части затрат, связанных с приобретением основных средств и нематериальных активов, и сообщает следующее.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. При этом данные субсидии не подлежат отдельному учету.
При применении налогоплательщиком метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Согласно пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.
При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль по кассовому методу датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Таким образом, независимо от применяемого налогоплательщиком метода признания доходов и расходов датой получения доходов в виде субсидий, по мнению Департамента, является дата их зачисления на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ амортизация по амортизируемому имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется. В целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям относится имущество, поименованное в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. Субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием в целях налогообложения прибыли не признаются.
Таким образом, в отношении имущества, приобретенного или созданного коммерческой организацией за счет субсидий, полученных на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и признанного согласно ст. 256 НК РФ амортизируемым, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.03.2011
Похожие темы
-
от Дмитрий Игоревич в разделе Специальные режимы налогообложения (УСНО, ЕНВД)
Ответов: 0
Последнее сообщение: 01.11.2017, 20:13
-
от Gendalf в разделе Учёт в бюджетных организациях
Ответов: 0
Последнее сообщение: 07.03.2017, 19:23
-
от ChernikaLeto в разделе Специальные режимы налогообложения (УСНО, ЕНВД)
Ответов: 3
Последнее сообщение: 03.04.2015, 23:52
-
от Виктория в разделе Валюта, экспорт, импорт
Ответов: 0
Последнее сообщение: 15.01.2013, 08:57
-
от Виктория в разделе Валюта, экспорт, импорт
Ответов: 0
Последнее сообщение: 15.01.2013, 08:29