Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2019
Анна Архипова, заместитель директора ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация», налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов.
Становится хорошей традицией подготовка ФНС России обзора правовых позиций (за III кв. 2019 г.), отраженных в актах высших судов по вопросам налогообложения. В этом документе нашли отражение все знаковые судебные дела за этот период и выводы высших судов, с которыми надо считаться и налоговым органам, и налогоплательщикам. Расскажем об особо интересных делах.
Какая доля – такой и вычет
В рамках инвестиционного проекта общество и РФ совместно строили здание научного медицинского центра. Финансирование на 91% осуществлялось за счет общества, после окончания строительства 75% права собственности досталось обществу, а 25% государству. Застройщик передал обществу счета-фактуры по строительству и выделил в них сумму НДС, которая была принята налогоплательщиком к вычету в 4 квартале 2013 г.
Налоговая инспекция отказала налогоплательщику в части применения вычета 25%, мотивировав это тем, общество имеет право заявить вычет по НДС только в той части, в которой у него возникло право собственности на объект. Все три судебные инстанции поддержали налоговый орган, мотивируя это тем, что независимо от объема финансирования, общество вправе заявить вычет в соответствии с зарегистрированной на него долей в праве собственности.
Налогоплательщик обратился в Конституционный суд РФ (КС РФ), но ему было отказано со следующей мотивировкой: сумму НДС, предъявленную подрядной организацией, можно принять к вычету только в случае, если приобретенный у подрядной организации объект принят на учет в качестве основного средства и налогоплательщиком понесены материальные затраты. Поэтому применение вычета по НДС связано с долей в имуществе, которое приобретается налогоплательщиком в результате строительства (Определение КС РФ от 18.07.2019 № 2117-О).
Движимое или недвижимое – вот в чем вопрос
Общество построило новый цех по производству древесных гранул, купило оборудование для этого цеха. К учету приняли отдельные объекты: здание цеха, подстанцию, линии по производству гранул, транспортеры подачи коры, щепы и опилок, автоматические системы защиты от пожаров. Инспекция решила, что все это относятся к недвижимому имуществу как здание с его составными частями и, следовательно, общество не имело права применять освобождение от налогообложения в соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ. Суды поддержали доводы налогового органа, признав оборудование частью цеха и, следовательно, недвижимостью. Но Верховный суд РФ (ВС РФ) исправил ситуацию. Он указал, что оборудование цеха не относится ни к зданиям, ни и сооружениям, а формирует самостоятельную группу основных средств (ОС), за исключением случаев, предусмотренных в классификаторах, например, канализация, отопление – это часть цеха. Оборудование для производства, даже установленное на фундаменте и очень похожее на недвижимость, не классифицируется как сооружение, а относится к машинам и оборудованию. Оборудование, приобретенное как объект движимого имущества, учитывается в бухучете отдельно от зданий как самостоятельный инвентарный объект. Поэтому налогоплательщик правомерно применял освобождение от налога на имущество. В своем определении ВС РФ сформулировал, на наш взгляд, очень важный довод: взимание налога должно основываться на объективных критериях, ясных любому разумному налогоплательщику, при принятии объекта ОС к учету, не должно зависеть от оценочных суждений специалистов, экспертов и приводить к неравному положению налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в оборудование в зависимости от способов монтажа и эксплуатации объектов (Определение ВС РФ от 12.07.2019 №307-ЭС19-5241).
Недостоверность кадастровой стоимости ведет к исчислению налога на имущество расчетным путем
Обществу принадлежало здание, которое было включено в перечень объектов, по которым налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости. На 1 января 2016 г. кадастровая стоимость здания составляла 58 209 523 руб. В январе 2016 г. решением комиссии результаты кадастровой оценки признаны недостоверными. В государственный реестр внесены сведения о стоимости здания в сумме 863 711 646 руб. Кроме того, по итогам решения комиссии была изменена первоначальная редакция постановления, где была указана первоначальная кадастровая стоимость объекта с 2014 г. Налогоплательщик рассчитал налог на имущество за 2016 г. исходя из стоимости 58 млн руб., но налоговая инспекция не согласилась с таким расчетом и решила, что общество должно уплатить налог, исходя из 864 млн руб. Суды отказали налогоплательщику, и исходили из того, что причиной являлась именно техническая ошибка в первоначальной оценке и так как департамент городского имущества Москвы обратился в комиссию в 2016 г., то новая кадастровая стоимость должна применяться с 01.01.2016. СКЭС ВС РФ указала, что недостоверная кадастровая стоимость не может быть положена в основу расчета налога на имущество. Но и вновь установленная стоимость ввиду многократного ее превышения над первоначальной стоимостью не является достоверной. ВС РФ пришел к выводу, что в такой ситуации величина налога на имущество за 2016 г. должна определятся расчетным путем применительно к пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ на основании объективных, соответствующих действительности сведений о стоимости недвижимости, которые должны предоставить налоговый орган и общество. Причем в приоритете будет рыночная стоимость имущества, а суд вправе назначить экспертизу для ее определения. Как это будет происходить, должны решить нижестоящие суды при новом рассмотрении дела (Определение ВС РФ от 19.07.2019 № 305-КГ 18-17303).
Продолжение в комментариях